Кирилл Лис (kir_lis) wrote,
Кирилл Лис
kir_lis

Постановка задачи

Деятельность современной организации поддерживается сложной ИТ-инфраструктурой. Одним из основных элементов такой ИТ-инфраструктуры является комплекс программных средств, применяемых для решения разнообразных задач. Для эффективной работы организации требуется установление соответствия между процессами деятельности и обеспечивающим ее набором ПО. Другими словами, используемые приложения должны предоставлять функции, которые необходимы для выполнения процессов. Невостребованные функции программного обеспечения (ПО) должны быть исключены из состава ИТ-инфраструктры для снижения затрат на ее поддержку.  Для процессов, которым необходима информационная поддержка, требуется предоставить (закупить/разработать) соответствующие функции для повышения эффективности. Эта проблема обсуждалась на рабочей встрече по проблемам системной инженерии.
 
Управление соответствием между деятельностью и комплексом ПО является одной из проблем системной инженерии (СИ). И деятельность организации, и ее программная инфраструктура (application infrastructure) являются комплексными системами. Базовый стандарт СИ, а именно ISO 15288 "Systems and software engineering — System life cycle processes", предписывает организациям выполнять соответствующую работу. В рамках организационных практик стандарт выделяет Управление Жизненным Циклом  (УЖЦ) , т.е. деятельностью, и Управление Инфраструктурой (УИ), частью которой является программная инфраструктура (см. рисунок). Для выполнения требований указанных практик требуется создание соответствующих моделей.

Деятельность описывается с помощью модели жизненного цикла (ЖЦ). В документе "Обзор стандартов описания жизненного цикла и его практик" рассмотрены методы такого моделирования. Сделан вывод о необходимости применения ситуационной инженерии методов.
Как моделировать инфраструктуру? В упрощенном виде, инфраструктура - это набор ресурсов. Ресурсы могут быть и железом, и софтом, и людьми. Станок, САПР, инженер - все это ресурсы, только входящие в разные части общей инфраструктуры. Каждый ресурс обладает рядом функций (capabilities). Потребитель, нуждается как раз не в ресурсе непосредственно, а именно в функциях, которые обеспечивает ресурс, и которые помогут ему выполнить свою работу. Упрощенный пример для наглядности. Начальнику склада нужны не рабочие, погрузчики и система управления складом (ресурсы). Его потребность в том, чтобы груз был размещен на месте хранения, хранился в соответствующих условиях и был переведен со склада на производство в нужное время (функции).
 
Сервис, в широком смысле, представляет собой как раз набор функций предоставленных поставщиком, который владеет ресурсом или контролирует его поставку, потребителю. Ориентация на сервисы предполагает, что каждый доступный ресурс в организации, может рассматриваться как потенциальный сервис, в том смысле, что этот ресурс может быть использован для предоставления функции. Об этом можно прочитать, например, в книге "Engineering Service Oriented Systems. A Model Driven Approach" Karakostas B., Zorgios Y. Исходя из указанного, мы можем использовать методы моделирования Сервисно-Ориентированной Архитектуры (СОА) для описания инфраструктуры предприятия.
Такой подход обладает рядом преимуществ, одно из которых состоит в том, что между описанием деятельности и описанием конкретных ресурсов (в нашем случае конкретных приложений) появляется дополнительный слой абстракции. Это облегчает обеспечение соответствия между процессами организации и программной инфраструктурой. Постепенный переход поставщиков ПО от монолитных продуктов к набору гранулярных модулей, которые могут собираться в единую систему, предоставит большую гибкость в управлении ИТ-инфраструктурой, отвечающей требованиям организации.
 
Итак, для описания деятельности предлагается использовать ситуационную инженерию методов, для описания ИТ-инфраструктуры - методы моделирования СОА. Для обоих указанных доменов используются различные языки и инструменты моделирования, в каждом из которых заложена своя интерпретация концептов предметной области. Это затрудняет получение комплексной модели, требуемоей для управления соответствием между деятельностью и ИТ-инфраструктурой. Стоит проблема семантической интероперабельности моделей. Для совмещения моделей деятельности и ИТ требуется определить концепты, соответствующих доменов в виде онтологий (OWL), определить их взаимосвязь и выразить все это в терминах общей высшей онтологии. В качестве последней предлагается использовать модель данных ISO 15926. Подробнее: http://www.slideshare.net/ailev/iso-15288-iso-15926.
 
В этом блоге планируется публиковать материалы исследования указанной проблемы. Рассматриваемые вопросы:
  • место ориентации на сервисы в системной инженерии
  • онтология СОА
  • взаимосвязь между онтологией деятельности и онтологией СОА
  • применение ISO 15926 в качестве стандарта совместимости моделей
  • методы моделирования СОА
  • методы моделирования онтологий на языке OWL, на языке шаблонов ISO 15926-7
  • инструментарий моделирования (платформы, методы создания)
Subscribe

  • Сервис как событие. Perdurant в онтологии DOLCE.

    Towards an Ontological Foundation for Services Science. Roberta Ferrario and Nicola Guarino Новая работа, которая предлагает ответ на вопрос: что…

  • EuSEC 2010 / DEMO и Praxeme

    Тема ориентации на сервисы редко затрагивалась в докладах участников конференции. О СОА говорили создатели и пользователи MODAF , которая в…

  • Метод Praxeme и место СОА в нем

    Praxeme – это метод инженерии систем, а именно инженерии Enterprise Systems и их составляющих. Его авторы, методологи Dominique Vauquier…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment